Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Памятные и исторические места КнААЗ

Мемориал памяти заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Мемориал памяти был открыт 8 мая 1985 года. Инициатива его  создания принадлежала партийному комитету и ветеранам труда завода. Был объявлен конкурс на лучший эскиз. По его результатам комиссия под председательством директора завода В.Н. Авраменко, признала лучшими эскизы художников отдела новой техники завода Кехтера А.А. и Бушуева А.И. Все виды работ по сооружению мемориала осуществлены силами подразделений завода.

В мраморе, граните, бронзе увековечен подвиг заводчан, защищавших Родину на полях сражений и ковавших победу в тылу.

Мемориал открывают слова директора завода Авраменко В.Н.:

В жарких сражениях павшим,
Крылья Победы ковавшим,
Павшим и ныне живущим,
Мир на земле берегущим,
Вечная память и слава!

Эти слова начертаны на развернутом полотнище знамени, выполненном из красного гранита. Две высшие награды Родины – орден Ленина и орден Октябрьской Революции величают это знамя.

В центре мемориала воздвигнута 14-ти метровая стела, символизирующая крыло самолета. Устремленная вверх, она напоминает всем, что память наша безгранична. У подножия стелы на плите рельефно выделяются две даты: 1941 и 1945 гг. В центре плиты – 3-х лопастной винт, символ сердца самолета. К нему подведен вечный огонь. Винт обрамляет венок, как дань памяти, уважения и славы.

Право зажечь Вечный огонь в день открытия мемориала было предоставлено участнику Великой Отечественной войны, Герою Социалистического труда – Петру Поликарповичу Голеге. Вечный огонь был зажжен от огня Мемориала города, который доставили участники автопробега – заводские энтузиасты.

Автопробег, старт которому был дан 18 марта 1985 года, совершен по маршруту Москва – о. Саарема (Эзель) – Города-Герои – Комсомольск-на-Амуре.

Участники автопробега доставили в капсулах землю городов-героев. В ходе открытия мемориала священная земля была уложена в ниши.  Надписи на нишах – перечень Городов-Героев. Священная земля – это вечное напоминание о мужестве и стойкости советского народа.

Справа от стелы, отлитые из бронзы плиты, на которых нанесены имена двухсот семидесяти трёх погибших на войне заводчан. Всего же ушло на фронт около трёх тысяч работников завода. 

Самолет-памятник Су-17

Самолет Су-17 начал выпускаться на заводе в 1969 году. Это одноместный самолёт, свободнонесущий моноплан с крылом изменяемой в полете геометрии. На базе Су-17 освоено серийное производство большого количества модификаций, которые почти непрерывно следовали одна за другой. Около 2000 машин Су-20, Су-22 и Су-22М (экспортные варианты Су-17) были поставлены в 18 стран мира. Самолеты семейства Су-17 использовались в военных операциях, неоднократно подтверждая свои уникальные боевые качества.

За успешное выполнение пятилетнего плана и освоение производства новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года завод был удостоен ордена Октябрьской Революции.

Самолеты Су-17 выпускались до 1990 года.

Установлен 18 августа 1978 года.

Самолет-памятник Ли-2

Сразу после окончания войны на заводе начал выпускаться транспортно-пассажирский самолет Ли-2 (DC-3 фирмы Дуглас). Название машине дано по имени инженера Бориса Павловича Лисунова, руководившего освоением его производства в СССР. На комсомольском заводе серийный выпуск самолета начался в 1947 году. Ли-2 служил в народном хозяйстве страны, использовался в пассажирских и грузовых перевозках до середины 1970-х годов. Всего в Комсомольске-на-Амуре с 1947 по 1950 гг. было выпущено более 355 самолетов Ли-2П и Ли-2Т.

Самолет-памятник установлен 17 августа 1984 года.

Памятник погибшим лётчикам

Инициатива создания памятника принадлежит командованию в/ч 45010 совместно с цехом 21 завода. Памятник построен на средства, собранные летчиками воинской части и завода.

Предложений о месте установки памятника было несколько. По окончательному решению памятник был установлен на территории КнААЗ перед въездом в в/ч 45010 3 июня 2003 года.

Строки, высеченные на памятнике - «УШЕДШИМ В ПОЛЕТ И ШАГНУВШИМ В БЕССМЕРТИЕ», принадлежат сотруднику Экспоцентра -инженеру Русяеву В.И., который проходил службу в в/ч 45010 в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки полка.

Стела памятника олицетворяет дань глубокой признательности и памяти летчикам войсковой части и КнААЗ.


Самолет-памятник Ил-4

В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускались самолёты ДБ-3Ф (Ил-4). Круглосуточная работа, поточно-стендовый метод в агрегатно-сборочных цехах и цехе окончательной сборки, массовое движение стахановцев и многостаночников, рационализаторские предложения позволили заводскому коллективу выпускать 2–3 самолёта в сутки.

Самоотверженный труд комсомольских авиастроителей был оценен по достоинству. 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолётов завод награждён орденом Ленина. За годы войны завод выпустил 2757 самолётов.

Идея увековечить память о самоотверженном труде заводчан, ковавшим победу в тылу появилась в конце 1970-х годов. Решено было установить боевой самолёт на территории завода. По поручению партийного комитета поисками самолёта Ил-4 занялся заводской туристический клуб «Баджал».

В результате поисковой работы самолёт был найден на Кольском полуострове, куда и отправилась группа заводчан.  С помощью вертолёта останки самолёта были подняты из болотистой местности, погружены на железнодорожную платформу и доставлены в Комсомольск-на-Амуре на авиационный завод. Они стали основой будущего памятника. В 25 км от станции Болонь было найдено место падения другого Ил-4, в результате поисковой деятельности специалисты завода вывезли консоли, винты, шасси и другие запчасти.

Силами подразделений завода, творческой деятельности специалистов самолёт был реконструирован и установлен на пьедестал на территории завода.

13 августа 1982 года состоялось открытие памятника.

Мемориальный комплекс Герою Советского Союза Хоменко И.С.

У здания цеха оснастки № 8 был установлен мемориальный комплекс Герою Советского Союза, кавалеру ордена Красной Звезды Хоменко Игнату Степановичу.

Родился в 1914 году на Украине. В Комсомольск-на-Амуре приехал в 1932 году по комсомольской путевке в числе первых строителей. Работал на стройке завода, а затем поступил в слесарно-монтажный цех учеником токаря.

С первых дней войны Игнат Хоменко добивался возможности добровольцем уйти на фронт. 9 мая 1942 года просьбу Игната Степановича удовлетворили. После учебы в Хабаровском танковом училище, получил военную специальность механика-водителя самоходного орудия и был направлен на фронт. Игнат Хоменко героически погиб осенью 1943 года при освобождении города Черкассы. На подступах к селу Геронимовка взрывом вражеского снаряда Игнат был смертельно ранен, но, превозмогая боль, напрягая последние силы, действуя одной левой рукой, он продолжал вести машину, громя врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года Игнату Степановичу Хоменко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Идея увековечить память героя-заводчанина принадлежит Зацепину Д.С., начальнику слесарного отделения цеха № 50 и Митину Н.Т., участнику Великой Отечественной войны, бывшему начальнику цеха № 8. В 1994 году они обратились к члену художников России, комсомольскому скульптору Смирнову А.П. По его эскизу в цехе № 22 при непосредственном участии скульптора была изготовлена форма и отлита доска с изображением Игната Хоменко. Затем в цехе № 50 все части мемориального комплекса были доведены до окончательного вида.

Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 3 мая 1995 года. 

Самолёт-памятник Р-6

Многоцелевой самолет Р-6 конструкции А. Н. Туполева – самолет-разведчик, истребитель дальнего сопровождения, «воздушный крейсер» для самостоятельных полетов в тыл противника, бомбардировщик и торпедоносец стал первой машиной, построенной на Комсомольском авиационном заводе № 126. 1 мая 1936 года состоялась выкатка первого самолёта из цеха окончательной сборки. С 1936 по 1937 годы на заводе было произведено 20 самолетов Р-6, из них первые 5 машин в гидроварианте – на поплавках.

В истории отечественной авиации этот самолет оставил заметный след. В 1937 году в ходе операции по высадке исследователей в Арктике летчик П.Г. Головин выполнил на самолете Р-6 первый полет над Северным полюсом. В военной авиации Р-6 использовался как тренировочный для перехода летчиков на скоростные самолеты. Широко применяли Р-6 Аэрофлот и Главсевморпуть. Во время Великой Отечественной войны Р-6 широко применялся для разведки, связи между штабами, снабжения партизанских баз и соединений регулярной армии боеприпасами, запчастями, горючим.

Самолет-памятник Р-6 установлен 14 августа 1987 года. Это единственный памятник самолёту на территории завода – макет в масштабе один к одному, так как к 1986 году найти уцелевший Р-6 не представлялось возможным.

Комплекс «Взлёт парой»

Самолет-памятник Су-27

К работе над освоением Су-27 завод приступил в 1976 году. Начало серийного выпуска – 1981 год.

Су-27 – истребитель завоевания превосходства в воздухе предназначен для уничтожения воздушных целей, но может также наносить ракетно-бомбовые удары по наземным объектам. Бортовые системы самолета обеспечивают в автоматизированном режиме поиск цели и выход на заданную цель. Вооружение составляет до 10 ракет средней и малой дальности и мощная скорострельная пушка. Система управления вооружением содержит ряд управляющих комплексов, решающих задачи поражения целей в условиях противодействия современных средств ПВО и радиолокационной техники противника.

Самолет Су-27 является обладателем многочисленных мировых рекордов. Летом 1989 года он впервые был представлен на международной выставке – авиасалоне в Ле-Бурже. Самолет был признан западными специалистами «звездой салона».

Су-27 обладал большими потенциальными возможностями, заложенными в его конструкцию, явился базовым самолетом для создания целого ряда модификаций боевых самолетов различного назначения.

Первый самолет Су-27 поднялся в воздух 1 июня 1982 г. Пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ Сухого Исаков А.Н. Через 20 лет, в июне 2002 года на территории завода (площадка за инженерным центром) был установлен самолет-памятник Су-27.

Самолет-памятник Су-30

Двухместный многоцелевой истребитель. Самолет является модернизированным вариантом самолета Су-30МК и предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.

Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения.

Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.

Самолет оснащен современным комплексом бортового оборудования, новыми системами связи и навигации, контроля работы оборудования и действий экипажа.

Открытие памятника: 13 августа 2014 год.

Самолет-памятник Су-33

Одноместный тяжелый палубный истребитель Су-33 трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки создан на базе истребителя Су-27 и отличается от него существенными изменениями. Самолет базируется на авианосных кораблях и предназначен для противовоздушной обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника и нанесения ракетных ударов по надводным целям.

Выполнен по схеме "триплан" с передним горизонтальным оперением, установленным на наплыве крыла. Имеет складывающиеся крыло и горизонтальное оперение (для ангарного хранения на корабле).

На Су-33 изменена механизация крыла, усилена конструкция шасси, введен убирающийся тормозной гак, уменьшена высота килей.

Введена система дозаправки топливом в воздухе с выпускаемой топливоприемной штангой. Доработана система дистанционного управления и гидросистема.

Самолет оснащен пушечным и ракетным вооружением (на 12 точках подвески), мощным прицельным комплексом и способен выполнять боевую задачу днем и ночью в любых метеоусловиях.

Начало выпуска: 1989.

Дата установки памятника 2012 год.

Торжественное открытие памятника палубному самолету – истребителю Су-33 состоялось 17 июля 2013 года – в День морской авиации ВМФ. Самолёту-памятнику присвоен бортовой номер 70, в честь Героя России, генерал-майора авиации Тимура Апакидзе, совершившего на нем свой последний полёт двенадцать лет назад в честь 85-летия морской авиации. Апакидзе Т.А. считают родоначальником палубной авиации.

Ракета-памятник «Аметист»

Комплекс ракетного оружия «Аметист» создан в ОКБ Генерального конструктора В.Н. Челомея и предназначался для поражения надводных кораблей противника (как одиночных, так и в составе соединений и конвоев) крылатыми ракетами, стартующими с подводной лодки, находящейся в подводном положении. В пусковых установках, смонтированных в герметичных контейнерах, на одной подводной лодке размещалось восемь ракет. Стрельба могла производиться как одиночными ракетами, так и залпами с движущейся подводной лодки.

Траектория полета ракеты разделялась на следующие участки: подводный, выход на заданную высоту с выполнением горки, горизонтальный полет на заданной высоте и самонаведение на цель.

Установка памятника, своеобразная благодарность специалистам-создателям ракет и признание важности их дела.

Инициатором создания памятника является директор завода Петров А.М. Большой вклад в его создание внесли заместитель директора по режиму Посохов В.Д. и заместитель главного метролога Романенко В.Н.  Ракета «Аметист» была передана заводу по решению командующего Тихоокеанского Флота и доставлена из Владивостока Романенко В.Н. Надпись на табличке у памятника:

«Аметист» – крылатая ракета с твёрдотопливным двигателем и подводным стартом. Авиационный завод им. Ю.А. Гагарина изготавливал ракеты для ВМФ с 1967 по 1987 гг.

Установлена 23 июля 1999 года».

Самолет-памятник МиГ-17

В январе 1952 года комсомольские авиастроители приступили к подготовке производства самолета МиГ-17.  Новая модификация отличалась от предшествующей (МиГ-15) крылом большей стреловидности, удлиненной частью фюзеляжа с увеличенными тормозными щитками, измененным оперением, усовершенствованным вооружением. Увеличились боевые возможности и улучшились летно-технические характеристики самолета.

В модификации МиГ-17Ф использовались двигатели с форсажной камерой. Общий объем производства МиГ-17 и МиГ17Ф составил более 2000 штук.

Партии самолетов МиГ-15 и МиГ-17 впервые стали поставляться на экспорт и к концу 50-х годов состояли на вооружении 15 государств мира. Самолет принимал участие в боевых действиях в Корее, Вьетнаме и Ближнем Востоке. В 1955 - 1956 годы состоялась передача лицензии на производство МиГ-17 Китайской Народной Республике.

Годы выпуска МиГ-17: 1952 – 1958 гг.

Памятник установлен в августе 1979 года.

Скульптурная композиция «Бронзовые львы»

Подарена КнААПО Шеньянской авиастроительной компанией в честь 70-летия завода. Бронзовые львы символизируют крепость и силу, защиту своих территории и безопасность производства. Львы в качестве подарка символизируют также самые добрые намерения, наилучшие пожелания счастья, благополучие для народа страны, крепость и продолжительность власти.

Открытие композиции состоялось 12 августа 2004 года.

Памятник Ю.А. Гагарину

В июне 1967 года г. Комсомольску-на-Амуре исполнилось 35 лет.  В числе многочисленных гостей, приехавших на празднование юбилея города, был летчик-космонавт СССР, Герой советского Союза полковник Ю.А. Гагарин. Он принимал участие во Всесоюзном слете молодых передовиков производства, проходившем во Дворце культуры пос. Дзёмги. Один из дней своего визита Юрий Алексеевич посвятил авиационному заводу и его коллективу.

14 июня 1967 года Ю.А. Гагарину было присвоено звание почетного гражданина города Комсомольска-на-Амуре.

7 апреля 1977 года Постановлением Совета Министров РСФСР авиационному заводу присвоено гордое имя Ю.А. Гагарина.

Отмечая пребывание первого космонавта в Комсомольске-на-Амуре, его непосредственное участие в знаменательных для города событиях, общественность города и руководство завода в период подготовки к 50-летию Комсомольска-на-Амуре обратились к правительству с просьбой: установить в нашем городе памятник Ю.А. Гагарину. 2 июня 1982 года состоялось открытие памятника Ю.А. Гагарину.

Автор памятника – скульптор Мурадян Р.Х. (г. Москва). Памятник изготовлен из красного гранита (Днепропетровская область). Вес его составляет 14 тонн. Высота фигуры космонавта - 3,5 м. Скульптура изготовлена на Мытищенском экспериментальном заводе художественного литья им. Е.Ф. Белашовой. Гранит для облицовочных плит, которым отделаны ступени, площадка, периметр памятника, привезен из Карелии.