Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Становление

Бомбардировщик ДБ-3

В цехах еще продолжалась сборка первых самолетов Р-6, когда завод получил новое задание. Требовалось приступить к подготовке производства бомбардировщиков ДБ-3 конструкции С.В. Ильюшина. Освоение этого самолета явилось серьезным экзаменом для молодого коллектива завода.

ДБ-3 был современной, хорошо вооруженной боевой машиной. Конструкция самолета, по тем временам была вполне современной и соответствовала технологическими требованиями первой половины 30-х гг. Однако технологически многие агрегаты самолета были сложны и трудоемки. Особенно этим отличалось крыло. Много хлопот доставляла хромомолибденовая сталь 30ХМА, из которой изготавливалось большинство силовых элементов планера, в том числе и полки лонжеронов крыла. Двухметровые секции лонжеронов сваривались газовой сваркой с рентгеновским контролем каждого узла, затем закаливались в шахтных печах. Под обшивку крыла вручную подгонялись "по месту" дюралевые прокладки переменной толщины. По всему каркасу крыла и фюзеляжа применялось множество мелких сварных узлов. Такая конструкция, обеспечивая легкость и прочность агрегатов, требовала большой трудоемкости, незаурядного мастерства исполнителей, тщательного контроля качества. В целом самолет получился технологически очень сложным и самым дорогим из всех серийных машин того времени. Все это не могло не сказаться на темпах производства, освоение новой машины шло с немалыми трудностями.

Постановление Совета Труда и Обороны о запуске ДБ-3 в серию на заводе № 126 вышло в мае 1936 г. Оно предусматривало выпуск и передачу заказчику уже в 1937 г. первых 100 самолетов ДБ-3. Однако, учитывая сложности освоения принципиально нового типа самолета, вскоре план был снижен до 15 самолетов. а назначенному в январе 1937 г. директором завода К.Д. Кузнецову была обещана бригада технической помощи из Москвы. Эта бригада в количестве 63 человек прибыла в Комсомольск-на-Амуре лишь в январе 1938г. В результате первый построенный на заводе ДБ-3 был облетан и сдан заказчику только 24 января 1938г., а остальные имели степень готовности 70-90%. Результат невыполнения правительственного плана не замедлил сказаться в духе того времени: 30 января 1938 г. К.Д. Кузнецов был арестован (за два месяца до этого арестовали и главного инженера завода В.Е. Зверева). Исполняющим обязанности директора завода был назначен возглавляющий наркомовскую бригаду А.Н. Тер-Макарян.

Благодаря неимоверному напряжению сил всего коллектива завода и усилиям командированных московских специалистов в 1938 г. положение было выправлено, и план этого года по сдаче заказчику 30 самолетов ДБ-3Б был успешно выполнен.

Самолет ДБ-3Б оснащался новыми двигателями М-87 и наряду с другими конструктивными и технологическими улучшениями имел крыло с двумя разъемами, что значительно упростило технологию изготовления. Благодаря этому трудоемкость изготовления одного самолета снизилась в течение 1938 г. в 2 раза (с 90,2 тыс. чел.-ч. в начале года до 46,3 тыс. чел.-ч. в конце года). Выпуск самолетов ДБ-3Б в Комсомольске-на-Амуре продолжался до начала 1941 г. С конца 1940 г. завод освоил также производство торпедоносцев ДБ-3Т.

В начале 1939 г. состоялся дебют ДБ-3 в Китае - 24 бомбардировщика вместе с советским персоналом прибыли в Чэнду. Параллельно с боевыми вылетами шла подготовка китайских экипажей. Возможно, именно к этому времени следует отнести знакомство китайских специалистов с продукций будущего КнААПО.