Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


«Воздушный извозчик»

Ли-2

Послевоенный переход на выпуск мирной продукции был для завода далеко не простым. Большой производственный коллектив после напряженного рабочего ритма, установившегося в военные годы, остался без загрузки. Необходимо было срочно готовить выпуск нового самолета, но вопрос немедленной загрузки всего коллектива оставался актуальным. Поэтому наряду с подготовкой производства самолета Ли-2, на основе опыта изготовления бытовых изделий в военное время, на заводе развернули крупномасштабный выпуск товаров народного потребления. Однако главной задачей оставался выпуск авиационной техники.

Для ознакомления с технологией и организацией производства самолета Ли-2 в 1946 г. 230 специалистов и рабочих завода №126 были командированы в Ташкент, на завод №84, где эти машины выпускались еще с довоенных лет.

Ли-2, прозванный летчиками за свою надежность и неприхотливость «воздушным извозчиком», имел "американское происхождение", и в оригинале все размеры в чертежах исчислялись в дюймовой системе. После перевода их в метрическую систему размеры обозначались числами, где после запятой стояли десятые, сотые и даже тысячные доли миллиметра. Заводским специалистам и рабочим предстояло освоиться с чтением таких чертежей.

Цельнометаллический Ли-2, о летных качествах которого летчики говорили, что "не надо только мешать ему лететь", был почти идеально спроектирован под плазово-шаблонный метод производства (ПШМ).

Задача освоения этого метода и стала ключевой при постановке самолета Ли-2 на серийное производство. Специалисты и рабочие завода №126 в короткие сроки сумели подготовить серийный выпуск самолета на основе новой для предприятия методики геометрической увязки оснастки и конструкции агрегатов в целом. Тогда же был создан плазово-шаблонный цех, первым руководителем которого стал В.С.Шавгаров. Освоение плазово-шаблонного метода послужило отличной школой для заводских специалистов на многие десятилетия.

Первые транспортные Ли-2Т, изготовленные в Комсомольске-на-Амуре, поднялись в небо в 1947 г. Они поставлялись и в ВВС, и в гражданскую авиацию. Всего было построено 345 Ли-2, в т.ч. в 1947 г. – 40 машин, в 1948 г. – 148 и в 1949 г. – 147, из которых 10 – в пассажирском варианте. Производство Ли-2 в Комсомольске-на-Амуре завершилось в 1950 г., однако еще долгое время эти самолеты оставались основной машиной "Аэрофлота".